Об институте

История института
В 2013 году был образован Педагогический институт НИУ «БелГУ» с целью создания единой структуры, аккумулирующей материально-технические и кадровые ресурсы в сфере образования, объединивший все основные факультеты, готовящие будущих учителей. Создавая Педагогический институт, основной целью стало  не просто объединить факультеты, а создать качественно новое образование, направленное на формирование личности педагога.

На момент создания в состав института входят пять факультетов:

- факультет физической культуры;

- факультет дошкольного, начального и специального образования;

- историко-филологический факультет;

- факультет математики и естественнонаучного образования;

- факультет иностранных языков;

22 кафедры (17 выпускающих), научно-образовательный центр «Ресурс», 3 научно-исследовательских лаборатории и Центр педагогики М. Монтессори.

В 2013 году начинается реализация проекта «Школа НИУ «БелГУ», который нацелен на выявление и целенаправленный отбор учащихся школ города Белгорода и Белгородской области, проявивших склонности к изучению отдельных предметов. В работе школы принимают активное участие преподаватели факультета математики и естественнонаучного образования.

В декабре 2013 года создается образовательный центр «Полиглот».

С 01 сентября 2014 года в состав Педагогического института вошел факультет психологии.

В 2014 году решением ученого совета НИУ «БелГУ» и последующим приказом ректора создан Общественный совет по развитию педагогического образования и утвержден его состав, в который вошли представители ректората университета, его выпускники, ныне возглавляющие образовательные организации. Деятельность совета направлена на повышение качества профессиональной подготовки будущих учителей через привлечение в образовательный процесс социальных партнеров и представителей работодателей. 

С 2015 года в институте организован Учебно-методический ресурсный центр (УМРЦ) для внедрения в образовательный процесс практико-ориентированных технологий обучения, обеспечивающих формирование у студентов необходимых профессиональных компетенций.

Преподаватели и студенты получают в ресурсном центре свободный доступ к информационным и электронным образовательным ресурсам, дидактическим материалам, обучающим программам. На базе центра проводятся практические занятия со студентами, магистрантами, обучающимися Школы НИУ «БелГУ», организуются встречи с передовыми учителями школ города Белгорода.

В 2017 году с участием ректора университета открыт Центр студенческих инициатив «СТУДиЯ» для продуктивной работы членов студенческих советов Педагогического института с возможностью он-лайн трансляции и общения с собеседниками из других регионов и городов, участниками вебинаров, форумов и других мероприятий, в том числе обмена опытом с другими ВУЗами со всей России и ближнего зарубежья.

Сегодня Педагогический институт является продолжателем лучших традиций педагогического образования Белгородской области.

Институт сегодня

Главной задачей Педагогического института является подготовка квалифицированных специалистов, бакалавров и магистров для осуществления профессионально-педагогической деятельности в соответствии с современными потребностями общества и тенденциями развития системы образования страны и региона.

Выпускники Педагогического института должны уверенно занимать ключевые учительские и преподавательские позиции в учреждениях общего и дополнительного образования, быть способными к созданию и организации альтернативных форм дошкольного, начального и среднего школьного образования и качественно решать проблемы данных уровней образования в регионе.

Выпускники призваны эффективно решать любые профессиональные задачи, соответствовать высокому стандарту подготовки Педагогического института Белгородского государственного национально исследовательского университета и требованиям отраслевых, соответствующих профессии запросов.

Институт сотрудничает с Департаментом образования Белгородской области и образовательными учреждениями Белгородской области, Управлением физической культуры и спорта Белгородской области, Управлением физической культуры и спорта администрации г. Белгорода, Управлением культуры Белгородской области, Департаментом внутренней и кадровой политики Белгородской области, Белгородским государственным историко-краеведческим музеем, Белгородским государственным литературным музеем, Белгородским государственным историко-художественным музеем-диорамой «Курская битва. Белгородское направление», Белгородским государственным музеем народной культуры, Государственным архивом Белгородской области, Государственным архивом новейшей истории Белгородской области, ОГБУ «Белгородский областной ресурсно-консультационный центр по работе с семьёй и детьми»; «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения»; УФСИН и УМВД Белгородской области.

В институте работает более 350 преподавателей, из них более 40 докторов и более 200 кандидатов наук, а также член-корреспондент УО РАН Андрей Владимирович Головнев. Контингент студентов насчитывает более 5000 студентов и аспирантов по всем формам обучения, из них более 2300 – очной формы обучения и более 2800 – заочной и очно-заочной формам обучения.

Обучаются студенты как из стран дальнего зарубежья, таких как Иордания, Колумбия, Гренада, Ангола, Ирак, Оман, Эквадор, Болгария, Мексика, Израиль, Сирия, Вьетнам, а также из стран СНГ (Украина, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения, Молдова).

Структура

- Факультет физической культуры;

- Факультет дошкольного, начального и специального образования;

- Факультет историко-филологический;

- Факультет математики и естественнонаучного образования;

- Факультет иностранных языков;

- Факультет психологии;

- Кафедра педагогики;

- Учебно-методический ресурсный центр практико-ориентированного обучения;

- центр студенческих инициатив «СТУДиЯ».

Кафедра педагогики

И.о. зав. кафедрой – Шеховская Наталия Леонидовна, е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Адрес: ул. Студенческая, 14, корп.1, к. 212, т. (4722) 30-18-70.

Кафедра педагогики, созданная в 1940 году как самостоятельное учебно-научное подразделение Белгородского государственного учительского института, осуществляет образовательную деятельность для обучающихся педагогических и непедагогических направлений подготовки.

В настоящее время на кафедре осуществляют педагогическую деятельность 6 докторов наук, 10 кандидатов наук, 6 профессоров, 9 доцентов, 3 ассистента.

В 2016 году на кафедре педагогики открыта магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование «Управление в сфере образования».

На кафедре разрабатываются следующие перспективные научные направления педагогических исследований:

- профессионально-педагогическая культура (рук. – д.п.н., проф. И.Ф. Исаев);

- социально-экологическое образование (рук. – д.п.н., проф. В.С. Шилова);

- духовно-нравственное воспитание личности (рук. – д.п.н., проф. Шеховская Н.Л.)

- социально-профессиональное самоопределение личности (рук. – д.п.н., проф. В.Н. Кормакова);

- развитие исследовательского потенциала школьников (рук. – к.п.н., доц. Г.В. Макотрова);

- воспитательное пространство региона как условие социально-педагогической защиты детей (рук. – к.п.н., доц. В.Л. Холод).

На кафедре ежегодно проводится Региональная олимпиада по педагогике для студентов университета и колледжей, а также школьников.

Учебно-методический ресурсный центр

Адрес: ул. Студенческая, 14, корп. 4, к. 102 (профессионально-педагогического и гуманитарного направления), 108 (естественнонаучного направления), координатор работы центра – Патокина Нина Ивановна, заместитель директора Педагогического института.

Учебно-методический ресурсный центр (УМРЦ) организован для внедрения в образовательный процесс практико-ориентированных технологий обучения, обеспечивающих формирование у студентов необходимых профессиональных компетенций.

Деятельность УМРЦ осуществляется по нескольким направлениям:

- формирование информационной базы данных по ресурсному обеспечению современных образовательных технологий;

- создание учебно-материальной базы для реализации практико-ориентированного подхода в образовательном процессе;

- разработка и внедрение новых элементов содержания профессионального образования и педагогических технологий на основе сетевого взаимодействия с образовательными организациями и Белгородским институтом развития образования.

В ресурсном центре преподаватели и студенты получают свободный доступ к информационным и электронным образовательным ресурсам, дидактическим материалам, обучающим программам.

В кабинете естественнонаучного направления сосредоточено учебно-лабораторное оборудование для организации практических занятий по частным методикам, специализированное оборудование для организации школьного лабораторного эксперимента и научно-исследовательской работы студентов.

Наличие современной цифровой лаборатории позволяет студентам осваивать инновационные технологии проведения уроков по естественнонаучным дисциплинам в профильных классах школы.

Кабинет профессионально-педагогического и гуманитарного направления предоставляет возможность использования на занятиях частных методик полный комплект школьных учебников в соответствии с утвержденным Министерством образования перечнем учебников, электронный банк данных актуального педагогического опыта и материалов из опыта работы учителей региона.

Техническое оснащение УМРЦ предоставляет преподавателям и студентам возможность выбора современных образовательных технологий.

Оба кабинета подключены к локальной сети университета с выходом в интернет, оборудованы комплектами мультимедийного оборудования, имеют интерактивные доски, ноутбуки для индивидуальной и групповой работы.

На базе УМРЦ проводятся практические занятия со студентами, магистрантами, обучающимися Школы НИУ «БелГУ», организуются встречи с передовыми учителями школ города Белгорода.

Учеба в институте

Институт ведет образовательную деятельность в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Образовательный процесс строится на основе компетентностного подхода, имеет практико-ориентированный характер, что обеспечивает подготовку выпускников к выполнению всего спектра профессиональных функций.

Профессиональная подготовка студентов осуществляется в соответствии с европейскими стандартами непрерывного трехуровневого высшего образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Обучение ведется по трем формам: очной, очно-заочной и заочной. Срок обучения студентов по очной форме обучения 4 года и 5 лет; по заочной – 5-6 лет. Срок обучения в магистратуре 2 – 2,5 года.

Для того чтобы учеба студентов была более успешной, преподаватели института используют современные образовательные технологии с применением электронных образовательных ресурсов, методов активного обучения, метода проектов, технологии развития критического мышления. С бакалаврами и магистрами работают опытные специалисты-практики, а также известные отечественные и зарубежные учёные.

Каждый факультет осуществляет подготовку будущих учителей по своим направлениям.

В течение ряда лет студенты института демонстрируют глубокие знания по педагогике и психологии и специальным дисциплинам, подтверждением этому является их успешное участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

 

Во время обучения большое внимание уделяется педагогической практике. Все виды педагогической практики проходят в образовательных учреждениях разных уровней и типов, которые являются стажерскими или экспериментальными площадками муниципального, регионального или федерального уровня.

 

Информацию предоставила О.М. Хорева 01.10.2017