Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику школьного обучения

 «Опыт и проблемы формирования здорового образа жизни у детей и молодёжи, внедрения здоровьесберегающих технологий и основ медицинских знаний» – один из вопросов повестки дня заседания Комитета Госдумы по образованию и науке, в работе которого приняли участие директор педагогического института Виктория Тарабаева и директор МБОУ СОШ № 49 г. Белгорода Ирина Ламанова.

Докладчик по вопросу, депутат Госдумы от Белгородской области Сергей Боженов привёл в своём выступлении печальную статистику. В 2006 году цифры выглядели так: за период обучения в школе количество детей, страдающих хроническими заболеваниями, возрастает в 1,6 раза, а в учебных заведениях повышенного уровня – в 2 раза. Более 68% детей состоят на диспансерном учёте, из них 73,7% нуждаются в лечении. У 60% учащихся регистрируются изменения артериального давления, у 80% – неврозоподобные реакции. Депутат Госдумы от Белгородской области подчеркнул, что закон «Об образовании» содержит основные задачи охраны здоровья учащихся: этой теме посвящены 13 статей, в одной из статей определены 11 направлений охраны здоровья школьников, однако работа профильного министерства не строится так, чтобы воздействовать на эти показатели принятием системных мер. Сергей Андреевич призвал на государственном уровне изменить подход к этой жизненно важной проблеме. Повышать не «охват мероприятиями» школьников, а снижать количество детей, имеющих заболевания, на выходе из школы.

Сергей Андреевич привёл примеры педагогов-новаторов, которые системно занимаются внедрением здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Среди них Заслуженный учитель РФ Фарис Харисов, доктор медицинских наук Владимир Базарный. По методикам последнего в Белгородской области уже работают сотни классов в десятках школ и демонстрируют улучшение состояния здоровья обучающихся. Среди школ, внедряющих здоровьесберегающие технологии, находится и школа № 49.  Учёные педагогического института НИУ «БелГУ» также немало делают для разработки здоровьеориентированной воспитательной системы вуза, формирования мотивации будущих учителей к здоровому образу жизни и внедрения этих подходов в школьную практику. Для обсуждения этого вопроса на заседание также были приглашены заместитель Министра здравоохранения РФ Олег Салагая, директор Департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения РФ Игорь Михеев и другие представители профильных министерств и ведомств.

Состояние здоровья населения, а в первую очередь, детей и молодёжи – важнейший показатель благополучия общества и государства. Поэтому укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня социально значимых заболеваний, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни – одна из приоритетных задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, – отметила зампред комитета по образованию и науке Госдумы Лариса Тутова.

С учётом итогов состоявшегося обсуждения Комитет направит свои рекомендации Правительству РФ и Министерству просвещения по устранению недоработок в данном направлении.   

Информация предоставлена педагогическим институтом